Фантомная боль


cветлой памяти
Дмитрия Шаакова

С Димой я общался не много. Он был старше меня на восемь лет. И в мои четырнадцать этот «возрастной барьер» казался мне непреодолимым. Но я дружил с его младшим братом Олегом.

Олег гордился Димой. А мы, поселковые мальчишки, гордились тем, что у Олежки есть ТАКОЙ брат — ведь Дима прошёл Афган! Прошёл и вернулся домой. Скорее всего, вернулся другим. Не хуже, не лучше, просто — другим.

Диму я знал по рассказам Олега и по его солдатской тетради-песеннику. Это была обыкновенная 48-листовая школьная тетрадь в картонной обложке, исписанная где ручкой, а где и простым карандашом. Песни в ней были и «мирные», и военно-патриотические, бередившие и волновавшие наши юные сердца.

На дворе было начало «девяностых». Средства массовой информации взахлёб агитировали за перестройку и гласность, не забывая при этом невзначай сообщить, что нынче Афганистан не в моде.

…То есть как это не в моде? — удивился я, —
Это что ли марка, фирма женского белья?

Чья-то модная причёска или гарнитур?
Или стал уже не в моде разговор про «бур»,
«Стингер», БМП, засады, чей-то караван,
Автомат, гранаты, мины, полчища душман?

Но нам, пацанам, были чужды все эти политические игрища. Мы свято верили, что те, кто был там, «за речкой», — люди из «другого теста», истинные патриоты своего Отчества.

Бой гремел в окрестностях Кабула,
Ночь светилась вспышками огня.
Не сломало нас и не согнуло —
Видно люди крепче, чем броня.

Мы так хотели быть похожими на таких парней, как Дима — сильных, не сломленных огнём, учивших нас быть выше своих слабостей и страха. Ведь я знал, что Диму туда не посылали, он вызвался поехать в Афганистан сам. И маме своей сообщил об этом не сразу и не напрямую. «Мама, я научился стрелять в людей…» — вот так, коротко и без прикрас.

Помню, как вчитывался в строки песен, собранных в Диминой тетради. Мы их заучивали наизусть вместе с гитарными аккордами, приведёнными там же, переписывали в свои песенники, пытаясь сохранить для себя чувства и эмоции, привезённые Димой с войны. И не просто сохранить, но прочувствовать, пропустить эти песни через себя.

Не было в то время копировальной техники, не было сканеров. Песни мы переписывали обыкновенной шариковой ручкой. Не раз и не два ручка замирала, а душу разрывало на части от только что прочитанного и записанного.

…Ребят своих мы вспомним и вспомним наши горы,
А после «наши» песни негромко пропоём.

И снова жить захочется по честному и доброму,
Со злом бороться яростно, а счастью помогать.
Пускай совсем нелёгкую, но нужную и главную
Дорогу для хорошего, для всех людей искать.

Что́ могли думать четырнадцатилетние мальчишки, читая такие строки? Да, мы хотели быть чище, светлее, быть полезными своей стране, несмотря на то, что её уже начали раздирать на «независимые» огрызки-государства политиканы всех мастей.


Снова опасность, мороз по спине,
Смерти тяжёлый взор.
Снова встают против нас на земле
Чёрный разбой и террор.

Дима погиб в 2002 году. Но о гибели его я узнал только вчера. Не должны такие люди умирать. Не должны! Я верил, что уехав в Израиль, вся его семья вместе с новой родиной должна была обрести исключительно счастье, но не горечь утрат. Ведь там совсем другая — Святая земля, и воздух словно струится этой святостью. Именно это я испытывал, гуляя по улицам Иерусалима.

И сегодня душу разрывает на части не от песен, привезённых тобой с той далёкой войны, а от осознания того, что ты ушёл из этого мира. Светлая память, брат, и Царствие Небесное!

  • «Бур» — английская винтовка «Lee-Enfield Mk.1» выпуска 1895 года
  • «Стингер» — американский переносной зенитно-ракетный комплекс
  • БМП — боевая машина пехоты
  • Душман — с языков дари́ и пушту́ переводится как «враг»
  • Кабул — столица Афганистана
Вернуться к списку
Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.